hanima: (Default)
hanima ([personal profile] hanima) wrote2020-08-06 07:16 am

Как пройти в библиотеку

Кто учился в школе ещё в ХХ веке, то вспомнит учебник истории Древнего мира 6 класса, где на обложке изображены развалины древнего города. На уроке истории я услышала про библиотеку в Александрии - номер один в Древнем мире. И пыталась представить как они хранили книги( свитки, папирусы). Каждый в своей ячейке ? просто так лежал или в футляре ?как раскладывали: по темам, по авторам, а в библиотеку как записывали... Звонок вытряхивал меня из Александрии и приходилось возвращаться в школьные стены


Печально было узнать, что библиотека в Александрии сгорела.





Автор: money.bg

Автор: money.bg



Но если у древних был  такой учёт, то значит была и библиотека номер два?


Мой рассказ и будет о том,  как мы побывали в библиотеке номер два древнего мира.



Раз   была такая конкуренция среди правителей у кого библиотека круче, значит правителю и хозяину библиотеки номер один ( Александрия), хотелось   подстроить гадость конкурентам. Он и подстроил. Как прознали Птолемеи, что в Малой Азии есть библиотека, почти такая же как у них, то спать ночами не смогли. Придумали..А давайте мы им папирус не будем поставлять. Пусть страдают. 


Но товарищи из Малой Азии посмотрели в сторону Востока и ... Стали писать на глиняных табличках как хетты? Нет,  они стали выделывать кожу как персы. 


Теперь надо назвать и город. Пергам было его название.


Хороший был город, на горе, с площадями, храмами и прочими хорошими зданиями.





A model of the acropolis of the ancient Greek city of Pergamon, showing the situation in the 2nd century AD, by Hans Schleif (1902-1945)

A model of the acropolis of the ancient Greek city of Pergamon, showing the situation in the 2nd century AD, by Hans Schleif (1902-1945)



Вот в этот город мы и отправились  искать  библиотеку  пять лет назад.  Может кто ездил в Турцию по пляжам лежать, я вот по библиотекам, музеям и  крепостям.



Вернёмся же к Пергаму. Прошлись века по нему, да.
В Пергаме начали заниматься выделкой  пергамента , а что же Птолемеи ?
А  тут мы попадаем во времена Клеопатры, которая стоит под номером  семь Клеопатра VII . И в истории с библиотекой номер два она поучаствовала. Я  представляю дело так. Пожаловалась она Марку Антонию на то, что в городе  Пергаме есть большая конкурирующая библиотека, печаль какая. Скоро  Александрийскую обгонит. Что делать слабой женщине.
-Клеопатра, не печалься, - ответил Марк Антоний, сейчас съезжу и разберусь.
И  отправился за море и ... Нет, не сжёг приятный город Пергам вместе с  библиотекой. Просто взял и погрузил 200 тыс.книг( адское количество) на  корабли.  Видела я где там море -  ещё должны были быть или носильщики,  или повозки.  И отправился в обратный путь. Как мы знаем с кораблями  Марку Антонию по жизни не везло. Часть кораблей утонула:(
На месте  Марка Антония можно было поступить проще. В том же городе Пергаме  составить Клеопатре дарственную на библиотеку. Уж дарственную бы довёз.  Книги бы оставил на потом(другие тоже любят ездить по миру) : гуннам или  сельджукам. Может быть они тоже захотели  бы зайти  в библиотеку ..
А вот на месте Клеопатры, после истории с утопленными книгами, я бы с Марком Антонием на один корабль не села. А она..



А у Татьяны [livejournal.com profile] cliotada можно прочитать про историю трёх библиотек древности: Печальная судьба древних библиотек.











Мы же  добраемся  а библиотеку города Пергама. Нынче на гору ногами  подниматься не надо. Из города Бергама( нет, это не итальянский Бергамо с  Труффальдино). Из турецкого города Бергама туристов везут в Пергам на  фуникулере.
Заходим  в ворота, смотрим  на храм, на театр, шикарный  театр скажу я вам.. Отыскиваю в развалинах банного комплекса хх нашего  гида и прошу показать библиотеку. Гид с ненавистью смотрит  на меня. Не  может простить врата Царьграда понимаю ( я его в Цариграде, тьфу, в  Константинополе, Стамбуле спросила где врата на которых Олег прибил щит.  Не показал ). Машет  рукой в сторону груды камней. Учёные предполагают ,  что тут.











С библиотекой номер два  древнего мира разобрались? А вот и нет. Это  Марк Антоний разобрался в своем времени. Оставим же его дальше с Клеопатрой и кораблями.  И поедем в следующий век. И следующий город в поисках ещё одной  библиотеки номер два.
Сначала расскажу про одного древнего  римлянина, который прожил прекрасную жизнь и завещал деньги на постройку  библиотеки в родном городе. Достойный гражданин - Тиберий Юлий Цельса. В 92 году Цельс стал консулом Римской империи,  отвечая за постройку общественных зданий, а позже он занял должность  проконсула Эфера.   И его сын, архитектор Тиберий Юлий Аквила,   был достойный человек - выполнил волю отца и построил библиотеку. И  там собралось 12 тысяч книг( я понимаю что свитки, папирусы и  пергаменты, но книги более ёмкое слово). И город был известный в свою  эпоху  - это Эфес.


В свое время Эфес процветал и был знаменит . Затем природа сыграла  с городом злую шутку - море отступило, болото наступило,землятресение . Песок и годы сделали свое дело. Эфес оказался погребён под песком. Зато в 19 веке археологи откопали целый древний город. Понемногу растаскивали скульптуры и колонны по музеям разных стран. А здания восстанавливали.










 В наше время   можно посмотреть как выглядели храмы, бани, агора, театры в городе Эфесе. Постоянно там живут только кошки...




















Мы проходии широкой главной дорогой. Везде мрамор: дорога, стены зданий, колонны. Тут гид останавливается и объявляет: направо публичный дом, а налево библиотека, если кто желает посетить. И шепотом( а между ними был подземный ход).


Не сомневайтесь- я пойду к  библиотеке Цельса. Видите, имя славного римлянина не забыто. 










Восстановлена передняя стена, точнее декорация стены. На первом ярусе стоят четыре  статуи, олицетворяя  качества Юлия Цельса: мудрость (sophia), интеллект (ennoia), эрудиция (episteme) и достоинство (arete). 


Они гипсовые, мраморные в музее Вены. 


Красивая библиотека, правда?

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2020-08-06 04:18 am (UTC)(link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-08 10:12 am (UTC)(link)
История. Путешествие.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-08 10:19 am (UTC)(link)
Я прослежу;)

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2020-08-08 10:21 am (UTC)(link)
Замечательно

[identity profile] galina-rm.livejournal.com 2020-08-06 05:25 am (UTC)(link)
Интересный рассказ. Я тоже люблю в Турции не только на пляже лежать, но и посмотреть что-то интересное.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:04 am (UTC)(link)
Мне во время поездки Турция открылась с такой необычной стороны. Даже не ожидала, что они так смотрят за руинами.

[identity profile] katya-kch96.livejournal.com 2020-08-06 05:26 am (UTC)(link)
Очень.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:03 am (UTC)(link)
Красиво собирают здания из найденных кусков мрамора.

[identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com 2020-08-06 05:47 am (UTC)(link)
Почтенные развалины.. Совершенство, стройность, кипарисы... Жаль, что я прочитала про утопленные корабли с книгами... Я до сих пор печалюсь о взорванной библиотеке в Мосуле, разрушениях в Пальмире... Уничтожение чего-то древнего, уникального приводит меня в ужас...

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 05:58 am (UTC)(link)
Да, на этой фотографии весьма неплохо выглядят древние руины, умеют турецкие люди обустроить все для туриста. А завернешь за холм, куда турист не должен нос совать, там и бурьян с мусором. Жизнь.

[identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com 2020-08-06 08:32 am (UTC)(link)
Ну, мусор - это не древние греки виноваты))) А руины прекрасны...

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:02 am (UTC)(link)
Я пока проверяла какой номер у Клеопатры и искала картинку библиотеки, то по диагонали прочитала гипотезу, что после пожара в Александрийской библиотека в Риме появилось подозрительно много новых свитков. Гипотеза, да...
Может и Марк Антоний тоже на сторону продал , а потом такой ...не знаю, буря...утопла часть . Гипотеза, моя...

[identity profile] ptiz-siniz.livejournal.com 2020-08-06 08:33 am (UTC)(link)
Кстати, очень неплохая гипотеза!))) Если так, то и отлично. Главное, чтоб не сгинули бесследно...

[identity profile] julieka.livejournal.com 2020-08-06 06:08 am (UTC)(link)
очень красивая! и такой интерес к библиотекам меня восхищает

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:15 am (UTC)(link)
Это меня мучает совесть за ненаписанные посты о поездке в Турцию. Я пять лет собиралась. Фотографии еле отыскала.

Теперь мало осталось, только Паммукале и город с театром , который рядом с бассейном Клеопатры.

[identity profile] kavery.livejournal.com 2020-08-06 09:06 am (UTC)(link)
Как хорошо, что хоть когда-то люди соревновались величиной библиотек.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 11:24 am (UTC)(link)
Книги были редкостью. А ещё и единственными носителями информация.

[identity profile] nastyono4ka.livejournal.com 2020-08-06 09:30 am (UTC)(link)
Да, красивая библиотека. Мне нравятся такие места

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 11:26 am (UTC)(link)
Каменным древностям повезло больше всего. Остальное истлело, сгорело, исчезло неведомо куда.
Ещё театры очень впечатляют.

[identity profile] tvsher.livejournal.com 2020-08-06 12:04 pm (UTC)(link)
Красивая))
Интересно рассказали!

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:48 pm (UTC)(link)
Со всем знакомым историческим материалом можно написать немного шутливо.
(deleted comment)

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:46 pm (UTC)(link)
Когда придумала тему и стала писать так захотелось похулиганить с текстом, не смогла устоять;)

[identity profile] queenbeess.livejournal.com 2020-08-06 05:47 pm (UTC)(link)
Очень красивая библиотека! Люблю, когда библиотеки выглядят как истинные храмы знаний! Благодаря библиотекам до нас дошли многие уникальные исторические источники. И многие не в подлинниках, а именно в списках, созданных для библиотек, как книги сейчас издаются. Очень-очень интересная экскурсия! Спасибо большое!

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-06 06:44 pm (UTC)(link)
Её очень аккуратно восстанавливают. Я заметила, что в западной Турции ( в Трое, Эфесе) работают немецкие археологи. Так что тщательно все делают.

[identity profile] kino-sssr.livejournal.com 2020-08-06 09:15 pm (UTC)(link)
Красиво там, да
И впечатляюще

Спасибо за рассказ!

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-07 09:59 am (UTC)(link)
Пожалуйста. Рада, что понравилось.

[identity profile] cliotada.livejournal.com 2020-08-06 09:45 pm (UTC)(link)
Спасибо! Очень интересно)
Я тоже в своем посте упоминала про историю Пергамской библиотеки. Интересно, когда темы пересекаются)

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-07 09:13 am (UTC)(link)
Здорово, что я пересеклась в теме с историком!
я думаю, что поставлю ссылку у себя на Ваш пост. Если Вы не против?
У вас серьезно написано, а у меня лёгкий рассказ для экскурсантов по древним библиотекам.

[identity profile] cliotada.livejournal.com 2020-08-07 10:45 am (UTC)(link)
За то ваш рассказ очень выгодно дополняет мой, и делает его более живым)
Против ссылки не возражаю, конечно и могу ответить тем же)))

[identity profile] moyage311.livejournal.com 2020-08-08 04:37 am (UTC)(link)
На обложке учебника по истории Древнего мира, насколько я помню была арка в Пальмире, которую не так давно взорвали сирийские боевики.
(На фото с котиком интересно дерево получилось: за него облако зацепилось, и кажется, что оно цветет белым цветом.

[identity profile] hanima.livejournal.com 2020-08-08 05:15 am (UTC)(link)
:)
Два дня ждала, чтобы кто-то написал про Пальмиру!
Интересно было :
-запоминаются ли обложки учебников визуально;
-или запоминается репортаж про злодеяния боевиков.
Всё-таки эмоциональный способ запоминания гораздо мощнее просто зрительного?